Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Запрет на авиасообщение с рядом стран – Белоруссией, Египтом, Германией, Украиной и Россией –  значительно повлиял на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта снизился на 46% по сравнению с прошлым годом.

2309 сайт

Рамиля Ахметова дала комментарии по данной ситуации: “У нас был постоянный товарообмен техникой и фармацевтическими препаратами с данными странами. Весь товар мы доставляли авиатранспортом, а когда число рейсов сократилось, грузы стали отправлять другими видами транспорта. Из-за того, что автомобильные большегрузы задерживали на пересечении границы, всех “выручили” железнодорожные перевозки. Кроме того, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Китай) сократилось почти в 5 раз”. 

По словам экспертов, авиакомпании понесли колоссальные убытки из-за введенных ограничений вследствие пандемии. Например, за первое полугодие авиакомпании Казахстана заработали на 40% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Основная часть коммерческих грузов либо ожидала чартерные рейсы, либо же их перевозили другими видами транспорта. 

По причине введения карантина также изменилась и номенклатура товаров. На первые позиции вышли продукты питания, медицинская продукция и средства индивидуальной защиты.

По сравнению с таким же периодом за 2019 год, в 2020 году объем взаимной торговли между Казахстаном и Китаем вырос на 7,9% или на 159,6 млн долларов. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%. 

В основном товарооборот снизился из-за сокращения импорта. За этот период импорт Казахстана из Китая упал на 23,5% за год, что составило 238,6 млн долларов. Экспорт из Казахстана снизился на 0,9% — на 565 млн долларов. 

Стоит отметить, что ограничения отразились и на сроках доставки, тарифах отправок и спросе. 

В первую очередь выросла стоимость фрахта – из-за сокращения рейсов. Это негативно отразилось на сроках поставок. Например, авиадоставка из Китая в Алматы до карантина стоила 4,6 долларов за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза — до 7,8 долларов. После того как ситуация начала стабилизироваться ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она впредь не вернется. 

Почти у всех компаний и организаций изменились экономические и финансовые показатели. Многие из них приостанавливали или вовсе прекращали свою деятельность.

Отражение карантина также можно увидеть и на логистической сфере. Его последствия не были критичными, грузопоток продолжал движение, но уже не в тех объемах. Специалистам данной сферы пришлось быстро подстроиться под новые обстоятельства, запросы клиентов и их потребности.

Благодаря кризису, произошел своеобразный естественный отбор между компаниями. Кто-то начал демпинговать по ставкам и предоставлять выгодные условия с отсрочкой платежа, чтобы выиграть конкуренцию.

По мнению специалистов, рынок постепенно приходит в прежнее состояние. Если не будет повторного введения ограничений, то ситуация стабилизируется и вернется на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года.

Увы, вирус никуда не уйдет. Бессмысленно продолжать держать работу авиаотрасли под колпаком. Постепенно, границы между странами будут открывать, и авиасообщения будут восстановлены. Для того чтобы преодолеть кризис необходимо поддерживать финансово малый и средний бизнес. Например, государство должно оказывать льготное кредитование, налоговые послабления. Дорогу одолеет идущий: рынок медленно, но верно, оживает.